Муниципальное

Общеобразовательное

Учреждение

"Надеждинская

средняя общеобразовательная 

школа"

Программа "Гражданское воспитание школьников через самоуправление"

 

МОУ «Надеждинская средняя общеобразовательная школа» 

Программа утверждена на Педагогическом Совете

Протокол №__________

От   « 29 » августа 2005 года

  

Программа рассчитана для учащихся  1-11 кл. МОУ «Надеждинская СОШ»

 

Авторы программы: коллектив педагогов  МОУ «Надеждинская СОШ»

 

Адрес: 462117, Оренбургская область,

Саракташский район, с. Надеждинка

Переулок Школьный,1.

 

Год разработки программы: 2005

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Самоуправление — это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков и юношей. В режиме самоуправления субъекты совместно, свободно и ответственно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации. Подлинное детское самоуправление направлено не на копирование существующих пирамид власти, создание различных властных органов, а  на складывание партнерских отношений между детьми в процессе подготовки и реализации коллективно-творческих дел (‚ЦВ. Григорьев).

Таким образом, развитие детского самоуправления можно регулировать посредством планомерного обучения школьников и предоставления им свободы действий. Как же достичь качественной работы всех органов детского самоуправления? Прежде всего, необходимо четко регламентировать права и обязанности таких органов, выявить точки соприкосновения и иерархию органов детского самоуправления, при этом не допуская формализма и бюрократии.

Систематизация полномочий поможет не только руководителю, но и самим школьникам, потому что представляемое поле своей деятельности — один из необходимых факторов развития личности в условиях работы органов самоуправления.

В связи с этим была создана программа гражданского воспитания школьников через самоуправление.

 

Цель программы: воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности и всего общества.

Задачи:

1. Поддержка становления активной жизненной позиции школьника.

2. Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.

з. Создание благоприятных условий для самореализации учащихся.

4. Формирование у учащихся потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.

5. Поддержка общественно-значимых инициатив подростков.

б. Формирование гуманистического отношения школьника к окружающему миру.

7. Создание условий для осознания учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.

8. Формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей.

Среда для реализации поставленных задач - школьное ученическое самоуправление.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 7 лет.

Участники программы— учащиеся с 5-го по 11-й класс.

Уровни развития ученического самоуправления:

1-й уровень — ученическое самоуправление в классе.

2-й уровень — общешкольное ученическое самоуправление.

З-й уровень межшкольное взаимодействие.

В рамках данной программы каждый учащийся, в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей, может выбрать дело по душе на каком-либо из уровней.

 

 

1-й уровень.

Ученическое самоуправление в классе

Педагогические задачи

-Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя.

-Формирование классного коллектива, анализ результативности работы анализ

инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий.

-Воспитание ответственности за порученное дело.

 

2-й уровень.

Общешкольное ученическое самоуправление.

Педагогические задачи:

-Помощь в планировании, организации и последующем анализе общешкольных мероприятий по различным направлениям деятельности.

-Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.

-Помощь в налаживании связей с администрацией, классами, родительской общественностью.

-Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

-Оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классах.

-Помощь в организации шефской работы.

-Помощь в создании нормативно-правовых документов, совершенствующих функционирование демократической Республики.

 

З уровень.

Межшкольное взаимодействие.

Педагогические задачи:

-Поддержка взаимодействия школьного ученического самоуправления и детских общественных организаций района с целью обмена интересным опытом в области организации самоуправления.

-Обучение актива старшеклассников.

-Использование потенциала общественного движения района.

Стимулирование участия в районных и областных  гражданско-патриотичееких акциях.

 

Механизм реализации программы

  1. Работа с ученическим коллективом

-Поддержание инициативы и самостоятельности учащихся.

-Формирование ответственности за порученное дело.

-Формирование и обучение актива школы.

-Помощь в планировании, организации и последующем анализе мероприятий различного направления.

  1. Работа с педагогическим коллективом

-Организация классного самоуправления на высоком уровне.

-Активное участие класса в общешкольных мероприятиях.

-Организация классным руководителем разнообразных видов деятельности, вовлекающих  учащихся в общественно-ценные социализирующие отношения.

-Диагностика, регулирование и коррекция классным руководителем индивидуального развития учащихся.

-Включение всех классных коллективов в деятельность школьного самоуправления.

  1. Работа с коллективом родителей

-Просвещение родителей по вопросам необходимости ученического самоуправления в школе,

-Анализ результативности работы органов ученического самоуправления.

-Анализ знаний, умений и навыков, приобретаемых детьми в результате работы в органах ученического самоуправления.

-Вовлечение родительского актива в управленческую деятельность школы на различных уровнях (класса, школы).

-Совершенствование взаимодействия школы с учреждениями социальной сферы.

 

Методы  и методики, используемые при реализации программы:

•лекционные занятия;

•ролевые игры;

тренинги; научно-практические конференции;

•рефераты;

• индивидуальные и групповые консультации;

•выпуск газет

• тесты и анкетирования; просмотр учебных фильмов;

• диспуты; экскурсии;

•сочинения-размышления;

•конкурсы;

• родительские лектории;

•спортивные мероприятия

Ожидаемые результаты программы

-Развитие и сплочение ученических коллективов.

-Формирование чувства товарищества и взаимопомощи.

-Овладение учащимися навыками организаторской работы.

-Формирование культуры деловых отношений.

-Развитие навыков публичных выступлений.

-Формирование умения конструктивно решать возникающие проблемы. Самораскрытие и самореализация личности школьника.

-Умение планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда.

-Формирование готовности участвовать в различных проектах.

-Активное участие в организации жизнедеятельности школы.

-Осознание учащимися своих прав и обязанностей.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz