| ||||||
|
| |||||
Программа "Гражданское воспитание школьников через самоуправление"МОУ «Надеждинская средняя общеобразовательная школа» Программа утверждена на Педагогическом Совете Протокол №__________ От « 29 » августа 2005 года
Программа рассчитана для учащихся 1-11 кл. МОУ «Надеждинская СОШ»
Авторы программы: коллектив педагогов МОУ «Надеждинская СОШ»
Адрес: 462117, Оренбургская область, Саракташский район, с. Надеждинка Переулок Школьный,1.
Год разработки программы: 2005
Пояснительная записка
Самоуправление — это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков и юношей. В режиме самоуправления субъекты совместно, свободно и ответственно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации. Подлинное детское самоуправление направлено не на копирование существующих пирамид власти, создание различных властных органов, а на складывание партнерских отношений между детьми в процессе подготовки и реализации коллективно-творческих дел (‚ЦВ. Григорьев). Таким образом, развитие детского самоуправления можно регулировать посредством планомерного обучения школьников и предоставления им свободы действий. Как же достичь качественной работы всех органов детского самоуправления? Прежде всего, необходимо четко регламентировать права и обязанности таких органов, выявить точки соприкосновения и иерархию органов детского самоуправления, при этом не допуская формализма и бюрократии. Систематизация полномочий поможет не только руководителю, но и самим школьникам, потому что представляемое поле своей деятельности — один из необходимых факторов развития личности в условиях работы органов самоуправления. В связи с этим была создана программа гражданского воспитания школьников через самоуправление.
Цель программы: воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности и всего общества. Задачи: 1. Поддержка становления активной жизненной позиции школьника. 2. Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины. з. Создание благоприятных условий для самореализации учащихся. 4. Формирование у учащихся потребности к самосовершенствованию и саморазвитию. 5. Поддержка общественно-значимых инициатив подростков. б. Формирование гуманистического отношения школьника к окружающему миру. 7. Создание условий для осознания учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. 8. Формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей. Среда для реализации поставленных задач - школьное ученическое самоуправление.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа рассчитана на 7 лет. Участники программы— учащиеся с 5-го по 11-й класс. Уровни развития ученического самоуправления: 1-й уровень — ученическое самоуправление в классе. 2-й уровень — общешкольное ученическое самоуправление. З-й уровень межшкольное взаимодействие. В рамках данной программы каждый учащийся, в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей, может выбрать дело по душе на каком-либо из уровней.
1-й уровень. Ученическое самоуправление в классе Педагогические задачи -Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя. -Формирование классного коллектива, анализ результативности работы анализ инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий. -Воспитание ответственности за порученное дело.
2-й уровень. Общешкольное ученическое самоуправление. Педагогические задачи: -Помощь в планировании, организации и последующем анализе общешкольных мероприятий по различным направлениям деятельности. -Формирование актива школы, анализ результативности работы актива. -Помощь в налаживании связей с администрацией, классами, родительской общественностью. -Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. -Оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классах. -Помощь в организации шефской работы. -Помощь в создании нормативно-правовых документов, совершенствующих функционирование демократической Республики.
З уровень. Межшкольное взаимодействие. Педагогические задачи: -Поддержка взаимодействия школьного ученического самоуправления и детских общественных организаций района с целью обмена интересным опытом в области организации самоуправления. -Обучение актива старшеклассников. -Использование потенциала общественного движения района. Стимулирование участия в районных и областных гражданско-патриотичееких акциях.
Механизм реализации программы
-Поддержание инициативы и самостоятельности учащихся. -Формирование ответственности за порученное дело. -Формирование и обучение актива школы. -Помощь в планировании, организации и последующем анализе мероприятий различного направления.
-Организация классного самоуправления на высоком уровне. -Активное участие класса в общешкольных мероприятиях. -Организация классным руководителем разнообразных видов деятельности, вовлекающих учащихся в общественно-ценные социализирующие отношения. -Диагностика, регулирование и коррекция классным руководителем индивидуального развития учащихся. -Включение всех классных коллективов в деятельность школьного самоуправления.
-Просвещение родителей по вопросам необходимости ученического самоуправления в школе, -Анализ результативности работы органов ученического самоуправления. -Анализ знаний, умений и навыков, приобретаемых детьми в результате работы в органах ученического самоуправления. -Вовлечение родительского актива в управленческую деятельность школы на различных уровнях (класса, школы). -Совершенствование взаимодействия школы с учреждениями социальной сферы.
Методы и методики, используемые при реализации программы: •лекционные занятия; •ролевые игры; • тренинги; научно-практические конференции; •рефераты; • индивидуальные и групповые консультации; •выпуск газет • тесты и анкетирования; просмотр учебных фильмов; • диспуты; экскурсии; •сочинения-размышления; •конкурсы; • родительские лектории; •спортивные мероприятия Ожидаемые результаты программы -Развитие и сплочение ученических коллективов. -Формирование чувства товарищества и взаимопомощи. -Овладение учащимися навыками организаторской работы. -Формирование культуры деловых отношений. -Развитие навыков публичных выступлений. -Формирование умения конструктивно решать возникающие проблемы. Самораскрытие и самореализация личности школьника. -Умение планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда. -Формирование готовности участвовать в различных проектах. -Активное участие в организации жизнедеятельности школы. -Осознание учащимися своих прав и обязанностей.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |