Муниципальное

Общеобразовательное

Учреждение

"Надеждинская

средняя общеобразовательная 

школа"

Программа "Я- гражданин"

 

МОУ «Надеждинская средняя общеобразовательная школа»

 

Программа утверждена на Педагогическом Совете

Протокол №__________

От   « 29 » августа 2006 года

  

Программа рассчитана для учащихся  1-11 кл. МОУ «Надеждинская СОШ»

 

Авторы программы: коллектив педагогов  МОУ «Надеждинская СОШ»

 

Адрес: 462117, Оренбургская область,

Саракташский район, с. Надеждинка

Переулок Школьный,1.

 

Год разработки программы: 2006

 

 

 

 

Пояснительная записка

Проблема: «Формирование чувства патриотизма через воспитание гражданственности.

Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI в. для России — время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Усиление воспитательной функции образования рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности — совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей, применять свои знания и умения на практике. В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, включающем разработку его содержания, развитие демократических начал в жизни класса и организацию социальной практики учащихся.

Актуальность проблемы определяется тем, что современному обществу России присуще такие негативные явления, как жестокость, социальная адаптация, наркомания, нетерпимость, бездуховность, алчность, агрессивность, асоциальное поведение. Игнорировать эти проблемы нельзя. Поэтому на первое место выходит проблема воспитания таких личностньтх качеств, которые помогут нынешнему школьнику в будущем найти свое место в современном сложном, быстро меняющем мире, и это следующие качества личности: гибкость мышления, критичность, умение делать самостоятельный выбор в сложной ситуации — то есть все те качества, которые характеризуют гражданственность.

Таким образом, актуализируется роль воспитания гражданственности, как одного из качеств личности.

 

Цель: Обеспечение условий и порядка реализации процесса воспитания гражданственности учащихся и достижение на этой ступени качественных преобразований субъектной позиции отдельного ученика.

Задачи и пути их осуществления:

1. Формирование гражданского сознания: основ правовой, политической культуры, знания истории своего края, Отечества и мировой цивилизации; философско — мировоззренческая подготовка. данная задача реализуется в учебном процессе образовательного учреждения с использованием потенциала СМИ, а также через правовое и политическое просвещение, самообразование.

2. Формирование гражданских чувств и качества: патриотизма, интернационализма, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения. Это достигается посредством разнообразных по содержанию внеучебных воспитательных работ; участия ребенка в общественных делах образовательного учреждения; семейного воспитания,

З. Формирование опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности, умений и навыков организаторской деятельности. Пути осуществления этой задачи следующие:

А) участие учащихся в самоуправлении; Б) выполнение общественных поручений;

4. Сохранение исторической преемственности поколений;

Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

5. Привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и

почитания символов Российской Федерации — Герба, Флага, Гимна,

другой Российской символики и исторических святынь Отечества.

6. Формирование национальной и религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

 

Методы  и методики, используемые при реализации программы:

•лекционные занятия;

•ролевые игры;

тренинги; научно-практические конференции;

• занятия по граждановедению;

•рефераты;

• индивидуальные и групповые консультации;

•выпуск газет

• тесты и анкетирования; просмотр учебных фильмов;

• диспуты; экскурсии;

•сочинения-размышления;

•конкурсы;

• родительские лектории;

•спортивные мероприятия

Решая данную проблему, необходимо учитывать следующие принципы патриотического воспитания:

- принцип системно — организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

- принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина — патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, социокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;

- принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивости и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

- принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

- принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающих пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде, и т.д.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Этапы реализации проекта

1. (2006-2007) Аналитически-прогностический Организационно-исполнительный.

Задачи этапа: анализ результативности реализации программы с целью проектирования его будущего развития. Подготовка проекта

2. (2007-2008) Организационно-исполнительный.

Задачи этапа: организация деятельности по реализации основного содержания проекта(апробация проекта). Мониторинг его осуществления.

3. (2008-2009) Коррекция проекта. Организационно-исполнительный.

Задачи этапа: внесение корректив в деятельность школы на основании полученных в ходе реализации второго этапа проекта результатов. Мониторинг коррекции проекта

4. (2009-2010) Организационно-исполнительный.

Задачи этапа: реализация проекта с учетом корректив.

5. (2010-2011) Организационно-исполнительный. Рефлексивно-оценочный

 

Ожидаемые результаты

Сформированность гражданственности у школьников по следующим показателям:

-когнитивно - познавательный (характеристика познавательной сферы развития ребенка, система усвоенных личностью знаний о сущности гражданственности)

- мотивационно-ориентировочный (направленность отношений человека к обществу, к самому себе)

-поведенческий (реальное поведение индивида, его умение соблюдать нравственные, правовые нормы, выполнять социально-нравственные обязанности в соответствии со своей гражданской позицией).

 

В рамках программы «Я – гражданин» проводится дополнительная работа по программе «Я гражданин России, я –саракташец»

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz