| |||||||||||||
|
| ||||||||||||
Программа "Семья"МОУ «Надеждинская средняя общеобразовательная школа»
Программа утверждена на Педагогическом Совете Протокол №__________ От « 29 » августа 2007 года
Программа рассчитана для учащихся 1-11 кл. МОУ «Надеждинская СОШ»
Авторы программы: коллектив педагогов МОУ «Надеждинская СОШ»
Адрес: 462117, Оренбургская область, Саракташский район, с. Надеждинка Переулок Школьный,1.
Год разработки программы: 2007
Пояснительная записка Актуальность проекта Радикальные перемены в социально-экономической жизни России, смена ценностных ориентиров в обществе наложили отпечаток на процессы социализации личности юных граждан. Самые отрицательные для общества последствия идеологического догматизма, проявляющиеся практически повседневно, – терроризм, расизм и экстремизм, рост преступности среди несовершеннолетних – стали неотъемлемой чертой современного российского государства. В настоящее время стало очевидным, что дети в условиях отсутствия внешней стабильности общества и четко обозначенных нравственных (моральных) ориентиров испытывают большие сложности с выстраиванием собственной системы ценностей. Это порождает как внутриличностные конфликты (о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, социологов), так и делает очевидными проблемы взаимодействия ребенка с социумом. Анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков показывает, что наиболее существенными причинами в настоящее время являются: отсутствие досуга – 83,2 %; конфликтная внутрисемейная обстановка – 76,3 %; неадекватная модель внутрисемейного воспитания – 74,8 %; материальная необеспеченность семьи – 74,5 %; низкая общественная активность – 71,8%; воспитание одним родителем – 64,9 %; неадекватный уровень опеки – 52,7 % и др. Неуклонный рост имущественного неравенства россиян порождает самые различные формы социального и политического протеста, становится причиной депрессии, отчаяния и ненависти. Отсутствие приемлемой и прогрессивной политики культурного плюрализма, а также другие исторические и социально обусловленные причины ведут к взаимному отчуждению, межнациональным и межрелигиозным конфликтам. Все это делает исключительно актуальным воспитание подрастающего поколения в духе культуры мира. Осознавая необходимость решения этих проблем, XXI век отмечен новой инициативой Организации Объединенных Наций – Глобальное Всемирное Движение в интересах детей. Построить «мир, пригодный для жизни детей» – решение специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшейся в мае 2002 года. Мировые лидеры заявили о своей решимости изменить мир не только в интересах детей, но и с их участием: · создать условия для физического здоровья детей, их умственного эмоционального развития, их социальной компетентности и интеллектуального потенциала; · обеспечить реальную возможность для получения доступного базового образования хорошего качества; · создать благоприятные условия для реализации подростками своих способностей, для участия (вклада) в развитие общества. В национальной доктрине развития образования в России также отмечается: «в современных условиях общественного развития постановка воспитания подрастающего поколения в России может и должна исходить из необходимости разработки и адаптации технологий самоопределения жизненной позиции подростков и молодежи средствами построения дружественной общественной среды вокруг самоопределяющейся личности». На фоне глобальных проблем нашего общества (отсутствие ценностных оснований для ориентации во всем многообразии мировоззрений, невозможность подготовить себя к взрослой жизни для того, чтобы вести достойную жизнь, неравные возможности в области образования, тендерное неравенство и прочее) можно говорить об общецивилизационном, общекультурном запросе на тип молодого человека, нужного нашему сложному миру. Это должен быть молодой человек:
(Из материалов специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 2002г.) Общество все более настойчиво выдвигает задачу повышения ответственности как государственных, так и негосударственных структур за воспитание подрастающего поколения. Конечно, многое зависит от действий правительства. Но только действий правительства явно недостаточно. Необходима широкая поддержка – максимальная мобилизация социальных институтов, специально организованные акции, мероприятия, события, нацеленные на создание и развертывание нового процесса реализации прав детей:
Достижение этих целей требует объединения усилий в разработке общей стратегии, создания новой модели интеграции деятельности социальных институтов, объединения взрослых и детей в интересах детей. Современное российское общество утратило традиции передачи национальных принципов семейного домостроительства, когда функции всех членов семьи были определены. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных, трудовых, воинских, культурно-просветительных учреждениях, в общественных организациях. Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Между тем, взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются вполне нормальными, а их действия согласованными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей. Л.И. Новикова, указывая на силу влияния семьи на формирование личности ребенка, ставит вопрос: «Что же превращает семью в столь мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества? (Школа и среда. М., 1985,С. 17). Она указывает, что семья – это разновозрастной коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования, собственно, он делает мужа или жену семьей. Ребенок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого членам семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятия мира, людей и самого себя. Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи, на что направлены главные интересы семьи – все это накладывает неизгладимый отпечаток на ребенка. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Только в семье ребенок получает опыт семейной жизни. У него складываются нравственные чувства, он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести и порядочности, долге и т.п. Каким вырастает ребенок, во многом определяется его положение в системе семейных отношений. А это положение бывает самым различным: нормальным, когда родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом его возрастных индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других, и ненормальным, когда он баловень семьи, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растет как сорванная трава, либо он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем. Для того, чтобы ребенок вырос гражданином, школе необходимо наладить дружеские, партнерские отношения с семьей, между учителями и родителями. Ведь цели, в конечном счете, у них одни и те же: воспитать ребенка добрым, хорошим человеком, нравственной и творчески активной личностью. В чем конкретно могут выражаться связи школы и родителей? Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Родители, как правило, не умеют правильно налаживать отношения с детьми в тех или иных ситуациях, они теряются, когда у детей возникают трудности в учебе, в общении со сверстниками и т.д. Школа обязана помочь родителям в этом отношении, став для них центром психолого-педагогического просвещения. Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на: -гуманистическом стиле общения и взаимодействия; -уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу; -систематическом повышение психолого-педагогического уровня учителей и родителей; -умение конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Теоретическое обоснование проекта. Проблема: «Воспитание чувства патриотизма на примере лучших семейных традиций» Источник изменений. В селах мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения. Кроме семьи, школы и клуба негде реализовать потребности личности, максимально развить индивидуальные способности. Таким образом, возникают противоречия между: 1. Потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека «социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права» («Федеральный компонент государственного стандарта общего образования») и возможностями ребёнка, которые могут быть реализованы в сельской местности. 2. Стремлением личности к творческой самореализации и недостаточным вниманием к развитию опыта творческой деятельности учащихся Для решения этой проблемы разработан проект программы «Семья». Цель проекта: -создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал социальных институтов микросоциума, обеспечивающей возрождение лучших традиций семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов; -развитие детей и активизацию их социальных интересов; -формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью, толерантным сознанием, подготовленную к жизнедеятельности в новых условиях. Задачи проекта: -восприятие учащимися себе как носителей мужского или женского начала в русле российской традиции; -знакомство учащихся с традиционным распределением обязанностей в семье, формирование и развитие соответствующих умений и навыков (заботы о ближних, самообслуживания, распределение бюджета, проведение свободного времени); -оказание учащимися помощи в освоении ценностей семейной жизни; -формирование потребности в сохранении семейных отношений и круга семейных ценностей; -обучение детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений, формирование стремления к взаимоуважению и взаимопониманию; -создание условий для участия семей в воспитательном процессе, привлечение родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением. Базовые ценности проекта: 1. Русский житейский уклад и традиционный образ жизни. 2.Чувство ответственности за семью. 3 Традиции и опыт предков. 4.Отношение к семье как к основе жизни. Основные принципы отбора и структурирования материала Своеобразие и оригинальность Программы состоит в том, что, во-первых, основными принципами организации социально значимой деятельности детей и взрослых являются «сотрудничество» и «толерантность». Во-вторых, содержание Программы изучается не только в ходе специально-организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, но и реализуется в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий (дел). В-третьих, предполагается участие в ней детей и родителей на добровольной основе. В-четвертых, личностно-ориентированный подход, являющийся главным в реализации Программы, позволяет создать наиболее благоприятные условия для перехода ребенка из позиции объекта воспитательного процесса в его субъект. Субъектами деятельности являются также педагоги, родители, представители общественных и государственных организаций, жители района. И, наконец, Программа предполагает спектр нетрадиционных позиций (ролей) её участников: организатор, исполнитель, зритель, автор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и пр. Система форм и методов реализации программы. 1. Анкетирование 2. Обследование семей 3. Тематические классные часы 4. Выставки 5. Всеобучи 6. Тематические совещания 7. Лекторий для родителей 8. Общешкольные праздникиСоревнования 9. Конкурсы 10. Тематические мероприятия 11. Консультации 12. Собеседования 13. Практикумы 14. Занятия решения «ключевых» задач 15. Круглые столы 16. Диспуты Ожидаемые результаты реализации проекта программы. Обретение учащимися следующих умений и навыков: -умение и желание проектировать и строить свою жизнь на основе духовных ценностей общечеловеческой культуры; -осознание ответственности строительства семьи и семейной жизни; -умения строить отношения в семье, опираясь на национальные традиции, избегать конфликта между поколениями в семье; -знание и соблюдение норм культуры поведения в семье; -умения строить отношения с противоположным полом, опираясь на традиции и ценности русской культуры. Создание единой образовательно-воспитательной системы по организации свободного времени детей иродителей в муниципальном пространстве предполагает рассмотрение взаимодействия субъектов на трех уровнях: 1 уровень – муниципальный, 2 уровень – учрежденческий, 3 уровень – микрогруппы (творческого объединения, клуба, молодежного общественного объединения, семьи и др.) При этом приоритетными задачами, реализуемыми в условиях данной модели являются: 1. На уровне муниципального района:
2. На уровне конкретного учреждения-участника:
Деятельность участников Программы строится в соответствии с принципами: открытости и доверительности общения; эмпатийного межличностного взаимопонимания; диалога между управляющей и управляемой системами; добровольного, свободного и самостоятельного определения в деятельности; взаимной ответственности; индивидуализации каждого субъекта сотрудничества; системности, взаимосвязи и преемственности. В качестве приоритетных выделяются следующие направления реализации проекта:
Предлагаемое содержание деятельности строится в соответствие с моделью социального самоопределения личности в досуговой деятельности, согласно которой на всех уровнях реализации (муниципальном, учреждения, микрогруппы) имеет общие целевые установки, принципы организации, учитывает этапы социального самоопределения личности в онтогенезе. При этом реализуются необходимые условия стимулирования самоопределения:
Основными технологиями реализации программы являются
Оценка ожидаемых результатов проекта. Комплексно-целевой подход, взятый за основу при разработке программы, позволяет динамично реагировать на запросы и потребности микросоциума в социальном воспитании подрастающего поколения в соответствии со сложившейся культурно-исторической, социально-ценностной ситуацией района; четко увязывать интересы различных социальных слоев и групп населения (детей, родителей, творческих групп, молодежных объединений и др.) в организации досуга; удовлетворять их разнообразные потребности; совершенствовать методики привлечения подростков к творчеству в различных направлениях; совершенствовать существующие и определять новые формы взаимодействия социальных институтов сферы свободного времени; совершенствовать формы и методы семейного досуга и творчества; создавать систему работы с социально незащищенными детьми и подростками. В рамках программы «Семья» работает Клуб «Моя семья»
Список использованной литературы 2. А.И. Буров, Е.В. Квятковский. Проблемы эстетического развития личности школьника.– М., 1987. 3. Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. 4. А.П. Кушнарева. Сетевые экологические проекты как средство развития творческой активности подростков: 3dd.ru/libot/fragment.asp?i=150936&c=2 · 6 КБ 5. А.П. Мальцев. Записки интегративного психолога. planetadisser.com/see/dis_37155.html · 66 КБ 6. Г.С. Лабковская . Эстетическая культура и эстетическое воспитание.- М., 1983 7. В.С. Литвинова, О.Е. Жиренко, Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. М. 5 за знания, 2005. 8. А.Н. Лук. Психология творчества.- М., 1978. 9. В.Д. Максимова. Развитие творческой активности учащихся сельской школы, Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. 10. Ю.А. Метелкин. Воспитание творчеством. – М., 1981. 12. Я.А. Пономарев. Психология творчества и педагогика. – М., 1976. 14. В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухова, Т.А. Козлова. Экология России. Книга для учителя. Методический комментарий. Изд. 2-е. –М.АО «МДС», 1996. | |||||||||||||
| |||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |